Персональный сайт
Кафизовой Екатерины Сергеевны





Меню сайта

Категории раздела
Разработки уроков [3]
Разработки мероприятий [4]
Рабочие программы [4]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Разработки уроков

    Конспект урока по биологии в 8 классе. Тема урока: «Историческое прошлое людей»
    13.03.2015, 23:49

    Цель:   Ознакомление учащихся с этапами эволюции человека.

    Задачи:       

     1. Сформировать знания об этапах эволюции человека,  о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза.

     2. Продолжить формировать  умение анализировать и сравнивать предков   человека.

     3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

    Оборудование: Бюсты древних людей, таблица «этапы эволюции», учебник.

    Этапы урока

    1. Организационный.

    Здравствуйте,  ребята! Рада вас всех видеть! Давайте отметим отсутствующих.

    2. Проверка домашнего задания.

    (учитель дает одну минуту на повторение)

    На прошлом уроке вы изучали систематическое положение человека.

    1. Назовите систематическое положение человека? (этот вопрос задается 2-3 учащимся. К нему задаются дополнительные вопросы).

    Дополнительные вопросы:

    1. Назвать признаки Царства.
    2. Назвать признаки Класса.
    3. Назвать признаки Семейства.
    4. Назвать признаки Подцарства.
    5. Задание в рабочей тетради №7,8
    1. Назвать признаки рода. (Человек)

    Учитель дополняет.

    - сводчатая стопа

    - широкий таз

    - наличие изгибов позвоночника: шейный, грудной, поясничный, крестцовый

    - мозговая коробка преобладает над лицевым отделом черепа. Облегчение челюстного аппарата, отсутствие надбровных дуг.

    - объем головного мозга 1800см. развиты извилины.

    3. Дать определения рудиментам и атавизмам. Привести примеры.

    3.  Изложение нового материала.

    Предшественники людей.

    Прародиной человека принято считать обширную территорию в состав которой входили: Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия, Юго-Восточная Европа. Эти пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно четыре миллиона лет назад климат стал суше. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травянистая растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местность, поверх травы. Именно это в дальнейшем привело к прямохождению.  

    В Южной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян – австралопитеков. Отличительные признаки: ходили на двух ногах, объем головного мозга примерно 500-600 см., высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа, рост равен примерно 120-150 см, речью не владели.

    Давайте откроем рабочую тетрадь, задание № 9. В ходе моего рассказа вы будете внимательно слушать и заполнять таблицу.

    Этапы эволюции человека.

    Предки человека

    Исторический возраст

    Размер мозга

    Черты усложнения организации

    Данные о трудовой деятельности и общественной жизни

    Питекантроп.

    Синантроп.

    1-1,5 млн.лет

    1100см

    Рост 150-170см, череп низкий, выраженные надбровные дуги, массивные челюсть, прямохождение.

    Общественный образ жизни, поддержание огня, изготовление примитивных орудий труда.

    Неандерталец.

    28-400 тыс.лет

    1700см

    Рост 160см, массивные кости, покатый лоб, асимметрия головного мозга.

    Жили группами, использовали огонь, изготавливали разнообразные орудия труда, возникновение религиозных представлений, первые захоронения.

    Кроманьонец.

    50-60 тыс.лет

    1800см

    Рост до 180 см, отсутствие надглазничного валика, развитая мускулатура.

    Жили родовой общиной, изготавливали сложные орудия труда, возникновение искусства, приручение животных, появление земледелия.

    Древнейшие люди. (Вид: Человек прямоходящий)

    Появились 1-1,5 миллионов лет назад. Останки питекантропа были обнаружены на острове Ява.

    Отличительные признаки: рост 150-170 см, объем головного мозга 1100см, сохранились мощные примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть(связано с питанием), подбородочный выступ почти отсутствовал. Останки синантропа были обнаружены в Китае. Отличительные признаки такие же как у питекантропа. Древнейшие люди вели активный образ жизни, охотились. Для того чтобы охотится на крупных животных требовалось объединяться в группы. Что и являлось первой формой объединения. Вторая форма объединения – первобытная семья. Изготавливали примитивное орудие, научились поддерживать огонь.

    Древние люди.  (Вид: Человек умелый).

    В Германии обнаружили останки древнего человека названного неандертальцем. Также они обитали в Европе, Азии, Африке. Отличительные признаки: объем головного мозга 1700см, появилась асимметрия мозга. Левая часть мозга больше чем правая. Этот факт говорит что неандертальцы были праворукими, и о стремительном развитии речи. Некоторое развитие получает подбородочный выступ (связано с речью). Жили они в суровых условиях холода поэтому были вынуждены изготавливать одежду. Также неандертальцы были искусными каменотесами, и уже довольно умело пользовались огнем.

    Первые современные люди.  (Вид: Человек разумный).

    Во Франции были найдены останки скелета названного кроманьонцем. Отличительные признаки: рост 180см, высокий лоб, отсутствие надбровных валиков, хорошо развит подбородочный выступ, объем головного мозга 1800см. Не отличались от современных людей по строению тела. Умели изготавливать орудия, сверлить, шлифовать. При раскопках были найдены разные произведения искусств. Кроманьонцы были умелыми охотниками (знали много способов охоты).

    4. Оформление выводов:

    Итак, давайте подведем итоги! По какому пути шла эволюция человека?

    1. Появление прямохождения
    2. Изменение объема головного мозга
    3. Членораздельная речь
    4. Развитие трудовых навыков
    5. Развитие общественных отношений.
    1. Инструктаж о выполнении домашнего задания:

    Параграф 3. Рабочая тетрадь: задание № 11, №9 – выучить.

    6. Итоги урока:

    Выставление оценок  учащимся, полученные ими  в течение урока.Всем спасибо за урок! До свидания!

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Кафизова
    Просмотров: 13454 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск



    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz