Персональный сайт
Кафизовой Екатерины Сергеевны





Меню сайта

Категории раздела
Разработки уроков [3]
Разработки мероприятий [4]
Рабочие программы [4]

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Разработки уроков

    Конспект урока по биологии в 6 классе. Тема урока: «Условия произрастания и видоизменения корней»
    13.03.2015, 23:38

    Цель:           Ознакомление учащихся с многообразием корней.

    Задачи:   1.Выяснить, что видоизмененные корни результат   приспособленности  растений к условиям существования.

    2. Развивать представления о строении растительного организма;  развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

    3. Способствовать воспитанию бережного отношения к растениям.

    Оборудование: корнеплоды моркови, свеклы, плющ, таблицы, учебник.

    Ход урока

    1. Организационный момент (1-2мин).

    2. Проверка домашнего задания (10-15мин).

     Проверка домашнего задания на уроке проходит двумя способами.

    1. Три  человека работают по, заранее приготовленным, карточкам.

    1. Придаточные корни образуются от

    а) нижней части стебля

    б) на боковых корнях

    в) на главном корне

    г) из зародышевого корешка

    2. Главный корень образуется

    а) на боковых корнях

    б) из зародышевого корешка

    в) из нижней части стебля

    г) на придаточных корнях

    3. Корневая система образована

    а) только боковыми корнями

    б) только придаточными корнями

    в) всеми корнями растения

    г) только главным корнем

    4. Рост корня обеспечивают клетки

    а) покровной ткани

    б) механической ткани

    в) образовательной ткани

    г) проводящей ткани

    5. Корневой волосок

    а) группа клеток, участвующих в поглощении воды и минеральных солей

    б) вытянутая клетка кожицы, участвующая в поглощении воды  и минеральных солей

    в) боковой корень

    г) придаточный корень

    6. Защиту корня обеспечивают клетки

    а) образовательной ткани

    б) проводящей ткани

    в) покровной ткани

    г) основной ткани

    7. Передвижение воды и питательных веществ в корне происходит по клеткам

    а) проводящей ткани

    б) образовательной ткани

    в) механической ткани

    г) покровной ткани

    2.  Фронтальный опрос. Ребята, скажите, с какой темой вы познакомились на прошлом уроке?

    - Мы познакомились с темой: «Зоны корня».

    Какие зоны можно выделить во внутреннем строении корня?

    - В корне выделяются зона деления, роста, всасывания, проведения.

    Какую роль в корне выполняет корневой чехлик?

    - Корневой чехлик выполняет защитную функцию, предохраняя молодые клетки от повреждения почвенных комочков.

    А теперь давайте, вспомним функции каждой зоны.

    - Первая зона, зона деления, в ней клетки делятся, образуя новые клетки корня;

    - Зона деления образована образовательной тканью.

    - Следующая зона роста, здесь клетки вытягиваются, поэтому корень становиться длиннее. Зона роста также как и зона деления образована образовательной тканью.

    Правильно. В какой зоне корня находятся корневые волоски?

    - Корневые волоски находятся в зоне всасывания.

    Какую они выполняют функцию?

    - На корневые волоски приходится самая главная работа - всасывание из почвы растворенных в воде минеральных веществ.

    Как вы считаете, продолжителен срок существования корневых волосков?

    - Нет, они постоянно разрушаются и вновь образуются, потому что корень растет.

    О какой зоне вы еще не сказали?

    - Зона проведения самая последняя, находящаяся во внутреннем строении корня, она является транспортной системой, по которой движутся растворенные минеральные вещества по сосудам в растение.

    Какое значение имеет окучивание растений?

    Во-первых, при окучивании мы рыхлим землю, а это означает, что улучшаем доступ воздуха к корням растения.

    Во-вторых, окучивание нужно для развития дополнительной корневой системы и укреплению стебля, а значит лучшему питанию куста.

    И, в-третьих, между холмиками, образовавшимися в результате окучивания, остаются бороздочки, в которых скапливается вода (дождевая или от полива - неважно) и питает растение до следующего поступления влаги.

    3. Изучение новой темы (25мин).

    Вспомните, какую роль выполняет корень?

              - корень удерживает растение в вертикальном положении;

              -запасает вещества;

              - добывает из почвы растворенные в воде минеральные вещества

    Ребята, при изучении корневых  систем растений мы выделили две основные, вспомните, какие?

    -Мочковатую и стержневую.

    Хорошо. А кто может сказать, что явилось основной причиной изменения строения корня?

    - Я думаю почва.

    -  Я считаю, что основным изменением корня и его усложнением стали условия, в которых растет растение.

    Все верно. Вот такие изменения, которые влияют на корень, ведут к его внешнему изменению, получили название – видоизменений. Таким образом, тема нашего урока будет называться «Видоизменения корней».

    Раз на корень влияют различные факторы среды, то внешнее и внутренне строение корня будет изменяться, он будет длиннее в засушливых пустынях, короче во влажной почве.

    Сейчас мы с вами рассмотрим, как же изменились корни некоторых растений. Учащиеся самостоятельно работают с учебником. Их задачей является: найти виды видоизмененных корней. На выполнение задачи учащимся дается не более пяти минут.

    После самостоятельной работы с учебником, учащимся предлагается в очередном порядке выписать виды корней на доску.

    Название видоизменения корня

    Особенности строения

    Примеры растений

    Корневые клубни

    Утолщение придаточных и боковых корней

    Георгин, чистяк

    Корни-прицепки

    Короткие корни с мощными прицепками

    Плющ, кампсис

    Воздушные корни

    Длинные корни, всасывающие воду

    Монстера, орхидеи

    Дыхательные корни

    Растут вертикально вверх, выполняют функцию дыхания

    Кипарис болотный, ива ломкая

    Придаточные корни

    Представляют собой подпорки стебля

    Баньян

    Корни растений-паразитов

    Корни-присоски, проникающие в стебель хозяина

    Омела белая, повилика

    Корнеплоды

    Разросшийся главный корень с запасом питательных веществ

    Морковь, свекла, репа

    Пояснения к таблице:

    Корнеплоды.

    Толстые и мясистые корни, развиваются у многих растений. А у каких давайте узнаем.

    А) Сама в земле – коса на улице? (морковь).

    Б) Круглая, а не месяц
    Желтая, а не масло
    С хвостиком, а не мышь (репа).

    В) Это что такое, в землю вросло
    Сверху толста, снизу востра,
    Собой красна (свекла).

    Правильно это корни у свеклы, моркови, редиса, редьки – связаны они с выполняемыми функциями (запасающими). К таким корням относится корень петрушки – он у нее стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара. У некоторых растений, например у свеклы и моркови, запасающий орган имеет как бы двойную морфологическую природу: верхняя его часть состоит из гипокотиля, а нижняя – из собственного корня (дети рассматривают свои корнеплоды, находят на них гипокотиль, и корень).

    Какую роль играют корнеплоды в жизни двухлетних растений?

    Зимой растение не умирает и его жизнь продолжается в корнях (корнеплодах). Весной земля прогреется и оттуда, из корнеплода полезут новые ростки.

    Корневые клубни.

    Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня, связанные с запасающей функцией. Например, корневые клубни. Они образуются в результате утолщения придаточных корней, это происходит у георгина и батата. Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщенные боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.

    Воздушные корни.

    Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических эпифитных орхидей. Наружная часть коры свисающая вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.

    Дыхательные корни.

    У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Представителем таких растений является кипарис. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей воздухом. Чему способствует постоянное слущивание коры. Однако поверхности почвы на дыхательных корнях образуются целые бороды тонких корешков, они составляют всасывающую силу корневой системы.

    Корни-подпорки.

    Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Способность этих корней противостоять сильным нагрузкам объясняется наличием механических тканей в центральной и периферической частях. Ходульные корни отходят от стволов и образуют придаточные корни, после того как внедряются в землю. У панданусов отсутствует стержневой корень, и все растение держится на ходульных корнях, как на ходулях, эти корни выполняют функцию – обеспечивают растение водой со всеми минеральными веществами. Один панданус лабиринтный со своими корнями подпорками может образовывать целый лес. Ходульные корни развиваются у фикусов, баньяна, многочисленные придаточные корни которого растут не от ствола, а от ветвей, достигая почвы, они развивают собственную корневую систему и одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен м3 и даже больше. В древнем описании указано, что в тени одного фикуса отдыхали отряды из 6-7 тысяч воинов. Этот гигант имел 4300 стволов, образованных ходульными корнями. В Индии растет баньян, у которого насчитывается 3000 крупных и 3000 мелких корней – подпорок. Высота этого дерева более 60 м, а возраст 3000 лет.

    Корни-прицепки.

    У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки. Образующиеся, на стороне стебля, обращенной к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.

    Корни растений-паразитов

    Знаете ли вы, что у некоторых паразитных растений корни изменили функцию и превратились в присоски, внедряющиеся в проводящие ткани растения-хозяина и оттягивающие оттуда питательные вещества. Примером служат растение лесов омела.

    4. Закрепление (5мин).

    1. Какое влияние оказывают условия среды на корневую систему растений?
    2. С чем связаны видоизменения корней?
    3.    Как называют корни моркови, георгины, плюща,  орхидеи?
    4. Какие из известных вам растений образуют корнеплоды?
    5.  Какую роль играют корнеплоды в жизни двулетних растений?

    5. Итог урока (1-2мин).

    Домашнее задание (подобрать интересный материал о корнях).

    6.Выставление оценок.(1-2мин).

    Категория: Разработки уроков | Добавил: Кафизова
    Просмотров: 11769 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
    Всего комментариев: 0
    avatar
    Вход на сайт

    Поиск



    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz